Два направления деятельности
Экс-глава Хасанского района Александр Нарыжный возглавил Зарубинскую базу флота с мая 2014 года. Как признается он сам, это его второй приход на базу флота. Сейчас, как и в первый раз, ему приходится восстанавливать предприятие до уровня нормальной работы. Побывав на базе флота, мы смогли убедиться в том, что грамотный и опытный руководитель с поставленной задачей успешно справляется. Практически реанимированные цеха береговой переработки, работающие в основном на собственном сырье, производят в месяц около 150 тонн различной свежемороженой рыбной продукции. Только пресервно-коптильный цех выпускает в месяц до двух тонн весовой продукции и более четырех тысяч штук – баночной. Ассортимент выпускаемой цехом продукции составляет на сегодняшний день более 70 наименований.
- Корректируем курс прежнего руководства,- говорит Александр Степанович, - которое взялось полностью переориентировать предприятие на марикультуру. Производственная территория была похожа на большую стройку. Цеха перестраивались под производство по культивированию трепанга дальневосточного. Сегодня нет консервного цеха, в нем и в складском помещении - цеха по выращиванию этого ценного гидробионта. Естественно, что на первых этапах разработки и внедрения нового направления производства - предприятие несло большие затраты, а компенсировать их было нечем, потому что производство, которое давало живые деньги, было ликвидировано.
Как говорит Александр Степанович, только от выездной и стационарной торговли (две автолавки и два магазина в Зарубино и один в Славянке) база флота имела в месяц чистой прибыли до 300 тысяч рублей. Сегодня у предприятия нет ни собственных рыбных машин, ни торговых точек, ни производства консервов, ни подсобного хозяйства. Благо, сохранился собственный маломерный флот – пять МРС-ов, судоремонтная база, цех по переработке рыбы, пресервный цех, на который сделал ставку пришедший к руководству А. С. Нарыжный.
Морозят, солят, коптят, делают салаты
А еще по собственным технологическим разработкам готовят массу вкуснейших пресервов. Зарубинские пресервы не нуждаются в рекламе – продукция пресервно-коптильного цеха давно и надежно завоевала достойное место не только на районном рынке рыбной продукции, но и далеко за его пределами.
Сырье, а это рыба и морепродукты, в большей степени собственное, добывается маломерными судами предприятия. Объекты промысла, поясняет директор базы флота, традиционные: камбала нескольких видов, бычок, окунь, навага, треска, минтай, скат, кукумария. А также деликатесная продукция, выращенная на собственных водных плантациях. Это трепанг, устрица дальневосточная, гребешок приморский, мидия тихоокеанская.
Естественно, приходится работать и на покупном сырье – это необходимо для увеличения объемов производства и расширения ассортимента готовой продукции. Как, к примеру, обойтись без морской капусты, красной рыбы, сельди, кальмара или краба? Ассортимент пресервного цеха на голодный желудок читать невозможно – звучит, как издевательство над собственным организмом. К примеру, икра из кукумарии, кукумария в различных соусах и заливках - несколько видов, сельдь тоже под разными заливками, маслами, кета, гребешок - филе и мантия - в масле, кальмар, устрица, мидии. Все это в различной упаковке – от банок, пластиковых и стеклянных, до вакуумной. И это только пресервы. Но есть еще солено-вяленая, копченая и свежемороженая продукция.
Коптят на древесных опилках
По рыбоперерабатывающему комплексу меня сопровождали заместитель директора по производству Маргарита Гаврилова и технолог Елена Климишина. Комплекс состоит из нескольких производств. Это цех приема и переработки рыбы-сырца, коптильно- пресервный цех, три холодильника: российский емкостью 1000 тонн для хранения мороженого сырья и готовой продукции, выработанной коптильно-пресервным цехом, а также два холодильника емкостью по 500 тонн финского и вьетнамского производства, в которых хранится мороженая рыбопродукция.
В наш приезд улова не было, МРС стояли у причальной стенки из-за штормовой погоды, поэтому цех приемки и переработки посмотреть в работе не представилось возможным, на тот момент работники проводили санитарную обработку цеха, инвентаря и морозильных шкафов. Зато вовсю работа кипела в пресервно-коптильном цехе.
В огромных сушильных шкафах, в один из которых мне дозволили заглянуть, сушилась на вешалах разделанная камбала, которая потом пойдет либо на реализацию как солено-вяленая, либо отправится в коптилку, чтобы стать продуктом под наименованием камбала холодного копчения. Коптильную камеру мне тоже разрешили посмотреть, пояснив, что это «раритет» рыбопереработки еще советских времен, потому что вся копченая продукция Зарубинской базы флота производится натуральным путем, пропитываясь дымом тлеющих опилок определенных древесных пород. Рядом на столах работницы раскладывали на решетки цупальца кальмара для дальнейшей отправки полуфабриката в сушку.
В пресервном участке, чистом и стерильном, как хирургия, «колдовали» над столами женщины в белоснежных халатах, колпаках и перчатках. Они отвешивали, укладывали, поливали маслом и закрывали пластиковые ведерки, получая на выходе кальмар полукопченый в масле. Долго задерживаться в этом вкусном производстве мы не стали и отправились в сопровождении директора в цеха марикультуры.
Трепанг растет
Огромное помещение бывшего консервного цеха сегодня практически готово к установке соответствующего оборудования для воспроизводства молоди трепанга. Длинный цех представляет собой несколько десятков возведенных из бетона чанов, общим объемом 1200 кубов. Технология получения молоди моллюска везде одинакова, рассказывает Александр Нарыжный, она заимствована у наших восточных соседей-китайцев, которые давно и успешно культивируют ценнейшего морского обитателя. Кстати, технолог в цехе – житель Поднебесной, он представитель компании-партнера Зарубинской базы флота. На предприятии трудятся дипломированные (профильные по данному направлению) специалисты, некоторые получили практику работы на заводе по культивированию трепанга в бухте Северной. Но все равно, убежден А. С. Нарыжный, у каждого предприятия свои нюансы, своя специфика, и необходим собственный опыт, а он нарабатывается годами. В другом цехе, который был перестроен ранее, уже подрастает, становясь видимой человеческому глазу, молодь трепанга.
- Это малыши нереста мая–июня, их выпустим в море на следующий год, - рассказывает Александр Степанович. - Это будет третий выпуск собственной молоди, первый «урожай» в количестве более миллиона штук расселяли на донные плантации в прошлом году, второй выпуск произвели недавно, в октябре – 100 тысяч штук молоди. А в предыдущие годы, начиная с 2010 года, морские плантации «засевали» молодью, купленной на стороне. Так что сегодня мы имеем уже собственно выращенный товарный трепанг.
Владельцы ООО «Зарубинская база флота» возводят крупнейший в Приморском крае завод по выращиванию молоди трепанга. Зарубинские мариводы будут производить большие объемы не только на продажу для других хозяйств региона, но и для собственного товарного производства. Сегодня для становления и дальнейшего развития нового направления марикультуры базы флота есть все предпосылки. Так же, как и для сохранения и преумножения основного производственного направления – рыбопереработки.
Дарья ПОЛЯНСКАЯ.
Карлсон залетел, - он ждал малыша