О прошлом…
- Запомните три фактора: время, место, обстоятельства. И тогда вы сможете вспомнить все, - делится секретом для тренировки памяти Лилия Георгиевна Войцехович. - Для меня это волшебное правило. Именно поэтому я до сих пор помню все моменты моей жизни. Особенно хорошие. Люблю вспоминать советский период. Ностальгии по прошлому у меня нет, но некоторые принципы советского жизнеустройства я бы привнесла в нашу сегодняшнюю действительность.
Во-первых, мораль советского времени: не индивидуализм, а именно коллективное начало, любовь к Родине, патриотизм. Даже песни были такие: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Я и жизнь так прожила, все время была секретарем парторганизации, общественницей. Свою основную работу сделаю, а потом еще на эту работу бегу. Мне очень обидно, когда говорят, что мы неправильно жили раньше. Зато мы все дружные были, дружно работали, весело вместе праздновали праздники. Детей каких замечательных воспитывали. Образование было бесплатное, медицина бесплатная, дома отдыха все бесплатные. Это все хочется вернуть оттуда. Из самой захолустной деревни ребенок мог поехать в Москву и поступить в государственный университет. Как моя дочь Тамара. Из Благовещенска! Даже названия такого города не знали в Москве. Если ты подготовился, если у тебя есть ум, поехал и поступил. Без денег! И учись себе на здоровье. А сейчас это в принципе невозможно.
Каждый год ездила на курорт. Выжмут, конечно, на работе, но и на курорт отправят и подлечат. А квартплата! И что, конечно, самое главное нужно взять оттуда, жилье должно быть бесплатным! Ну, нет возможности у молодых самостоятельно купить жилье. Я не против того, чтобы была частная собственность, кто может, пожалуйста, но не за счет других. Я против аморальных поступков, когда ты достигаешь своей цели за счет другого человека. А сейчас такая политика. Да, и в той системе были перегибы, из-за этих перегибов и поломался советский строй. А так – основа была замечательная.
О настоящем…
- Что нравится сегодня, в сегодняшнем мироустройстве? – продолжает свой рассказ Лилия Георгиевна. - Мне нравится, что я не работаю и при этом получаю хорошую пенсию. Но это так, потому что я ее заработала. Мне нравятся руководители крупных организаций, которые дарят детям и взрослым стадионы, площадки. Ведь свои деньги вкладывают и дарят народу развитие Славянки. Еще мне нравится, что теперь я могу путешествовать. Что поездка за границу стала элементарной. Мы с Тамарой часто ездим в Китай, с советом ветеранов ездили несколько раз.
О секретах вечной молодости души…
- А для того, чтобы сохранить такую жизненную энергию, силу духа, бодрость, какая есть у меня сегодня, нужно целиком менять политику воспитания молодого поколения, - с грустной улыбкой говорит Лилия Георгиевна. - Нужно по-другому подходить к воспитанию молодого поколения. В учебниках такую неправду порой пишут. Можно прочитать, что в Великой Отечественной войне американцы победили. Вот за этим надо следить, чтобы дети знали свою историю. Критика советского режима нужна, но по делу. Но самое главное, чтобы душа не старела, нужно простое человеческое неравнодушие. Я ко всему отношусь с интересом. Сегодня очень часто мы слышим такую фразу: «Это не моя проблема», у кого-то что-то случилось, а люди говорят: «Это меня не касается». Так нельзя.
- Мама именно так и относится ко всему - неравнодушно, - дополняет слова Лилии Георгиевны ее дочь Тамара. - И это позволяет сохранить такую бодрость. Потому что душа не умерла. Душа работает все время.
- Еще я очень много читаю, - продолжает делиться секретами Лилия Георгиевна. - Ни дня без книжки, без художественной литературы. В библиотеке раз в две недели меняю книги. Вся библиотека уже перечитана. Мы много книг покупаем, это и женские романы, и серьезная литература. А недавно мне подарили трехтомник «Сталин». Два тома я уже прочитала, очень интересно. Исторический взгляд на все вещи.
- Мама постоянно что-то читает, - поддерживает разговор Тамара. - Недавно читала «Фрегат «Паллада» Гончарова. Как ей было интересно! Как моряки в книге открывали Японию, так она открывала ее для себя. Плюс кроссворды, конечно, разгадывает. Газеты, само собой партийные, все выписывает и читает от корки до корки. Это дает очень большой толчок, чтобы голова работала.
- Родственники очень сильно поддерживают, - признается Лилия Георгиевна. - Тамара, в первую очередь.
- Да, я не даю ей скатиться в старость. – говорит дочь. - В том плане: начать брюзжать, за собой не следить, в общем, то, что от слабости не хочется вставать лишний раз, идти куда-то, делать что-то. Не разрешаю ей на болячках зацикливаться. Есть замечательная поговорка: «Хочешь жить долго – учись стареть. Хочешь стареть достойно – учись терпеть». Конечно, тебя покидают силы и голова хуже соображает, но нужно уметь все это терпеть. Прекрасная поговорка. По ней и живем.
- На дачу ездим с Тамарой, ну почти каждый день, - продолжает рассказ именинница. И не просто подышать воздухом, а работаем там. Огород – это весна, лето, осень. А зимой мы ездим просто кататься, километров на сорок куда-нибудь. Берем с собой термос с вкусным чаем и поехали. Если дороги совсем плохие - скользкие, тогда выезжаем на море. И там гуляем, дышим. Опять же берем чай. Все вершины сопок исследованы с внучкой Дашей.
- А еще зимой, когда освобождается куча времени из-за отсутствия дачи, мы печем без остановки, - рассказывает Тамара. - Мама еще и вяжет, если зрение позволяет. Недавно мама связала нам пять шапок за два дня.
О планах на ближайшее время…
- Хочется мне в Китай еще раз съездить, так нравится мне путешествовать, - признается Лилия Георгиевна. - А еще в следующем году хочу съездить в госпиталь ветеранов войны во Владивосток. Я в этом году в июле там была. И уже мечтаю о следующей поездке, так там хорошо. Диагностика хорошая и лечат хорошо.
- А еще мы с братом Сергеем купили дубленку новую на 90 лет маме, - открывает секрет дочь Тамара. – И теперь я говорю: «Мама, живи до ста лет - и соболиная доха твоя. Но только на своих ногах и со своей головой».
- Да, хороший стимул дожить до столетнего юбилея уже есть, - соглашается Лилия Георгиевна. - Настроиться надо.
Алиса БОЖОК.
Карлсон залетел, - он ждал малыша