В Хасанском районе началась работа по проведению муниципальной реформы. Преобразования позволят упростить процедуру осуществления местного самоуправления, а также позволят значительно повысить эффективность работы органов власти. О том, зачем нужна реформа, и что она даст жителям территории, рассказывает глава Хасанского района Иван Степанов.
В чем суть
Суть муниципальной реформы состоит в том, что российские регионы получат возможность отказаться от принципа двухуровневой системы административно-территориального деления муниципалитетов и аналогичной, то есть также двухуровневой, системы управления ими.
В ходе реформы в субъектах РФ будет определено два вида муниципалитета: городской округ и муниципальный округ. Исключение составят лишь города федерального значения, где возможны внутригородские муниципальные образования.
Муниципальная реформа уточнит и конкретизирует компетенцию органов местного самоуправления, что позволит покончить с путаницей при распределении полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом и сделает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую. Ответственность глав муниципальных образований перед руководством региона будет усилена.
В Приморском крае опыт перехода на муниципальный округ пережили уже 8 районов – Анучинский, Лазовский, Октябрьский, Пограничный, Тернейский, Ханкайский, Хорольский и Чугуевский. На очереди - Хасанский.
Как это будет
На уровне муниципалитета реформа не преследует каких-либо политических целей. В случае с Хасанским районом речь идет о создании особой модели местного самоуправления, когда орган муниципальной власти станет одним из звеньев вертикали управления регионом.
Главная задача муниципальной реформы — повысить качество жизни в муниципалитетах. В том числе, за счет упрощения системы управления и максимальной централизации ресурсов на уровне округа. Для Хасанского района, в частности, это будет выглядеть следующим образом: территория района объединяется в единую территорию округа, поселения упраздняются, все полномочия по решению вопросов местного значения концентрируются в администрации Хасанского муниципального округа. Иными словами, вопросы ЖКХ, жизнеобеспечения, благоустройства, культуры и спорта, жилищного строительства, управления и распоряжения землями и имуществом и многие другие будут решаться, непосредственно, на территории муниципального округа и в одном органе власти – в администрации муниципального округа. Изменение административной структуры органа местного самоуправления ни в коем случае не приведет к «отдалению» власти от граждан: в крупных населенных пунктах, которые сейчас являются административными центрами городских и сельских поселений, орган местного самоуправления муниципального округа будет представлен специалистами территориальных управлений, которые будут созданы вместо ныне действующих местных администраций. Специалисты на местах будут вести работу с гражданами, осуществлять взаимодействие между жителями территории с органом исполнительной власти округа.
Почему необходима реформа
Главные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня поселения Хасанского района, общие для всех – дефицит финансов, дефицит профессиональных специалистов местных администраций, низкая численность населения. Эти проблемы не только тормозят развитие территорий, но и делают невозможным исполнение возложенных на местную власть полномочий.
Говоря о дефиците финансов, приведу следующий пример: сегодня на содержание органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений расходуется большая часть бюджетов поселений. На исполнение возложенных на местные администрации полномочий остается так мало средств, что говорить о каком-либо развитии уже не приходится. Фактически, налогоплательщики содержат штат управленцев, которые не могут ничем управлять.
Отсутствие на местах компетентных и грамотных управленцев делает невозможным участие поселений в программах по модернизации объектов ЖКХ, жилищному строительству, строительству и реконструкции объектов социальной сферы. Более того, дефицит кадров ведет к наращиванию дефицита бюджета, так как у поселений нет возможности плотно заниматься, например, работой по взысканию задолженности по арендной плате за землю и имущество, в то время, как именно эти платежи являются основной доходной статьей бюджетов поселений.
Ну и, наконец, низкая численность населения делает невозможным участие поселений во многих привлекательных программах по благоустройству населенных пунктов, развитию культуры и других программ, направленных на социально-экономическое развитие территорий. В качестве примера приведу программу «Комфортная городская среда», по которой в прежние годы в населенных пунктах Хасанского района были благоустроены придомовые и общественные территории. В 2021 году ни одно из поселений Хасанского района не смогло поучаствовать в этой привлекательной программе, так как она предусматривала финансовую поддержку для муниципальных образований с численностью населения не менее 20 тысяч человек.
Что нам даст реформа
Существующее положение дел в системе местного самоуправления привело к тому, что вместо того, чтобы развиваться, мы просто топчемся на месте. Для движения вперед необходимо объединение ресурсов и усилий – то, на что и направлена муниципальная реформа.
Объединение в округ позволит нам изменить положение дел в сфере ЖКХ, реализовывая планы по ремонту и модернизации жилищно-коммунального комплекса и содержанию многоквартирных жилых домов во всех наших населенных пунктах. Мы сможем привлекать на свою территорию крупных и ответственных подрядчиков в сфере дорожной деятельности и благоустройства. Округ станет гарантом успешного завершения «долгостроев» в Посьете, Приморском и Безверхово, а также начала строительства социальных объектов – домов культуры и образовательных учреждений.
Имея единую территорию, общую казну и одно на всех стремление жить лучше, мы сконцентрируемся сначала на решении общих для нас проблемных вопросов, а затем направим свои силы на развитие нашего общего дома – Хасанского муниципального округа.
Карлсон залетел, - он ждал малыша