История этого пограничного железнодорожного пункта пропуска, расположенного на ветке от станции Махалино в сторону Хасана, непростая, и тянется она с девяностых годов. Жителям Хасанского района она известна как история «Золотого звена». Сегодня есть все основания утверждать, что участок железной дороги от российской станции Камышовая до китайского города Хуньчунь станет полноценным звеном в цепочке межрегионального транспортного коридора «Приморье-2»: Хуньчунь - Краскино - порт Зарубино - порты АТР.
Торжественный демонстрационный запуск поезда по линии Камышовая – Хуньчунь запланирован на 2-е августа – этим событием российские железнодорожники решили отметить свой профессиональный праздник – День железнодорожника.
Короткое «плечо»
По информации службы корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги (филиал ОАО РЖД), объем перевозок (по оценкам российской и китайской сторон) через открывшийся пограничный переход оценивается в размере 8 млн. тонн грузов в год. В том числе, экспорт из России в Китай - 4,5 млн. тонн, импорт из Китая в Россию - 3,5 млн. тонн.
Реализация проекта, согласно техническим условиям, будет осуществляться в два этапа. Первоначально планируется восстановление инфраструктуры для пропуска двух милионов тонн угля в год из России в КНР. На втором этапе предполагается развитие инфраструктуры железнодорожного пункта пропуска для увеличения грузооборота до восьми миллионов тонн в год.
Как говорят эксперты, дальнейший рост перевозок повлечет развитие пограничной станции Камышовая, строительство грузового терминала для переработки импортных и транзитных грузов. Перспективы развития у транспортного коридора есть, так как Китаем принята экономическая стратегия по индустриализации своих северо-восточных провинций. Соответственно, вырастут потребности этих регионов в энергоносителях. Так, в районе Хуньчуня уже отведена территория под комбинат по обогащению угля, который планируется импортировать из России, мощностью 10 млн. тонн в год.
Также в открытии погранперехода Камышовая – Хуньчунь заинтересован Морской порт в бухте Троицы.
Порт имеет выгодное географическое положение: до международных контейнерных хабов Ниигата (Япония) и Пусан (Южная Корея) - около 500 миль. А от Зарубино до Хуньчуня – 85 километров. С учетом этого зарубинский порт может формировать регулярные контейнерные линии, в том числе для транзита грузов с северо-востока Китая в Южную Корею, Японию и в обратном направлении. Сегодня грузы, идущие в направлении Сокчо (Республика Корея) – Зарубино – Хуньчунь следуют автотранспортом через пункт пропуска в Краскино, пропускная способность которого весьма ограничена. Открытие движения поездов через пограничную передаточную станцию Камышовая позволит порту увеличить внешнеторговые перевозки.
Немного истории
По информации пресс-службы ДВЖД, создание пограничного железнодорожного пункта пропуска Камышовая – Хуньчунь осуществлено на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1041-р от 05.07.1994 г. для двустороннего грузового и пассажирского сообщения.
11 августа 1998 года был подписан акт государственной межведомственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса международного железнодорожного пункта пропуска Камышовая - Хуньчунь.
Функции заказчика по проектированию и строительству пограничного железнодорожного перехода выполняло ОАО «Золотое звено», бывшее собственником погранперехода. Проектная мощность перехода составляла 3 миллиона тонн груза в год.
В 2004 году из-за невыполнения обязательств акционерного общества «Золотое звено» перед контролирующими органами по окончательному обустройству пункта пропуска работа была приостановлена, движение поездов прекращено до приведения его обустройства и технического оснащения в соответствие с установленными требованиями. В 2010 году ОАО «Золотое звено» было признано банкротом, его имущество реализовано путем проведения торгов.
В 2010 году на Дальневосточной железной дороге сформирована рабочая группа, проведены обследования имущества ОАО «Золотое звено» и рассмотрен вопрос о целесообразности возобновления железнодорожных перевозок через пункт пропуска Махалино – Камышовая – Хуньчунь. Железной дорогой было оформлено право собственности ОАО «РЖД» на объект, в собственность земельный приобретен участок общей площадью 1 527 000 кв. м.
Дарья ПОЛЯНСКАЯ.
Наша справка
Маршрут Махалино - Камышовая - Хуньчунь – единственное прямое железнодорожное сообщение между провинцией Цзилинь (КНР) и Приморьем. Оно открывает китайскому бизнесу кратчайший выход к Японскому морю через порт в бухте Троицы, откуда грузы из северных провинций Китая можно будет отправлять на юг, а также в ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Карлсон залетел, - он ждал малыша