Все начинается прямо на нерестовых реках. Барабашевский рыбоводный завод работает на двух реках: Нарве и Барабашевке. Из них он берет производителей лососевых, в них же по весне выпускает выращенный живой урожай в виде крохотных рыбок.
Сейчас время нереста кеты, сима прошла намного раньше и уже второй месяц находится в цехе завода на инкубации.
Кеты в этом году не просто много, а очень много, причем особи по сравнению с прошлыми тремя годами крупные - не только самцы, но и самки. И это обстоятельство очень радует рыбоводов и ихтиологов Хасанского района. Значит, будущий урожай должен получиться отличного качества.
Рыбоводный пункт на реке Барабашевке по отлову и сбору икры на инкубацию, а проще говоря, забойка – это целый мобильный комплекс сооружений, как в речке, так и на берегу. В реке - система рыбоводных заграждений с сетью через русло реки, ловушками и садками для выдерживания производителей. Дозревают самцы и самки порознь. Смотреть на запертую в металлические клетки рыбу без жалости невозможно – зов продолжения рода у лосося такой сильный, что в постоянных попытках пробить преграду он сносит себе морду. Утешает мысль о том, что рыба после нереста все равно бы умерла – все дальневосточные лососи, как поясняет районный ихтиолог Людмила Корпушева, живут до первого и единственного в своей жизни нереста.
Производителей вылавливают сачками, относят на специальные «столы» с сеткой вместо столешницы.
- Здесь рыбоводы пальпированием определяют готовность самок к размножению, - рассказывает главный рыбовод завода Галина Сиренко. - Рыба должна дозреть до пятой стадии зрелости. Работники у нас опытные, не первый год на забойке, их руки дело знают, ошибок не случается.
Потом самцы и самки через разные окошечки попадают в вагончик, где происходит главное действо рыбоводства – искусственное оплодотворение икринок. В обычный эмалированный таз течет алым ручейком зрелая икра из вспоротых самок. Когда продукта набирается достаточное количество, в икру «сдаивают» молоки самцов, все аккуратно перемешивают, добавляют немного воды для равномерного оплодотворения и выдерживают, пока текут песочные часы.
- Затем икринки высыпаем на капроновую сеть, покрываем ею емкость с речной водой, - продолжает посвящать в премудрости рыбоводства главный рыбовод. – Тщательно промываем и помещаем оплодотворенную икру в контейнеры, куда постоянно подается пресная вода. Кстати, воду мы привозим чистую, с завода. Здесь икра выдерживается два часа, и после этого отвозится на завод, где закладывается на инкубацию.
Все – дальше выращивание происходит в стенах рыбоводного завода: от икринки через стадию малька до жизнестойкой молоди, которую рыбоводы по окончании сезона, а это обычно в апреле, выпустят в естественные водоемы – речку Барабашевку и Нарву.
Для этих икринок все повторится через три – четыре года, когда выросшие из них половозрелые лососи вернутся домой, чтобы дать продолжение своему роду. А на нерест следующего года в реки зайдет заводская сима и кета предыдущих годов. И вновь рыбоводам «встречать, растить и снова расставаться». Кстати, вырастить из уязвимой икринки маленькую рыбешку в цехах завода ничуть не легче, чем, к примеру, из яйца здорового цыпленка. И если б не наши рыбоводные заводы, как знать, была бы сегодня красная рыба в хасанских реках.
Браконьеры
не дремлют
Чем богаче заходы рыбы в нерестовые реки, тем больше на ней браконьеров. На 8-километровом участке дороги от рыбоводного завода до забойки (направление Барабаш – Приморский) мы насчитали более полусотни автомашин, оставленных браконьерами (пути к реке перекопаны заповедником). Здесь также машины проверяющих: полиции, рыбинспекции, охраны заповедника «Кедровая Падь». Наличие инспекторов на речках ничуть не смущает и не отпугивает любителей красной рыбки и икры. Но вызывает уважение к нашим землякам тот факт, что браконьер в основном пришлый.
- Большинство нарушителей на реках – это жители Владивостока, Уссурийска, Артема и других соседних с Хасанским районом населенных пунктов, - говорит Алексей Ищенко, ведущий рыбовод отдела воспроизводства водных биоресурсов Приморрыбвода, находящийся в командировке на забойном пункте Барабашевского завода.
Факт массового варварского хищения рыбы на естественных нерестилищах – налицо, вернее, на берегу и в самой реке. Мертвая рыба – потрошеная и просто выброшенная в воду или на берег - вдоль всего русла, особенно ее много в местах традиционных нерестилищ.
Дарья ПОЛЯНСКАЯ.
Наша справка
План закладки икры кеты на этот год – 12,4 миллиона штук.
На 16 октября рыбоводы план практически выполнили, но продолжают закладку сверх плана.
Ход кеты - на самом пике и продолжится до конца октября.
По состоянию на 16 октября, с начала сезона через рыбоводное заграждение на реке Барабашевке на естественные нерестилища пропущено 52 311 особей лососевых.
Карлсон залетел, - он ждал малыша