В ней есть какой-то внутренний стержень, таких людей, как Татьяна Григорьевна, встретишь нечасто. Сильная, уверенная в себе, но при этом, как и все женщины, желающая быть немного слабой и беззащитной. В ее жизни было много решительных поступков – от добровольной службы в Афганистане до кардинальной смены профессии и места жительства. Сегодня она не жалеет ни об одном из них.
Жена
«декабриста»
Родилась и выросла Татьяна Григорьевна в Амурской области, в городе Шамановске. Окончила Благовещенское медицинское училище, став медсестрой. В 82-м году вышла замуж за военного, после чего началось ее большое путешествие по Советскому Союзу. Семье Осадчих где только не пришлось побывать – жили в Белгородском районе, на Украине, родине ее супруга, служить в Республике Гвинея Бисау, выполнять интернациональный долг в Афганистане. При этом сама Татьяна Григорьевна тоже носила погоны.
- Каждый медик уже по определению военнообязанный, имеет военный билет, - говорит она. – Вот и я в 85-м году решила воспользоваться этой возможностью и призвалась в Советскую Армию. А когда супруга направили служить в Афганистан, уехала вслед за ним.
Это был абсолютно добровольный жест 30-летней Татьяны Осадчей. Правда, попасть в горячую точку удалось только со второй попытки. Сначала Татьяна Григорьевна подала все документы в Туркестанский военный округ. Ответ был однозначный – отказать. Пояснили это тем, что в Афганистан не призывают женщин-военных, мол, условий для них нет. Но упрямая молодая медсестра сдаваться не собиралась, она во что бы то ни стало должна была оказаться в этой недружественной стране рядом с супругом.
- Получив отказ, я написала письмо-запрос министру обороны СССР, - вспоминает она. – Высшее командование убедить удалось, меня направили служить в Афганистан.
Тот далекий
Афганистан
Оставив у своей мамы двоих детей,Татьяна отправилась вслед за мужем. Служили в самом сердце Афганистана, в Кабуле. В этом городе проходили, пожалуй, самые ожесточенные бои. Ежедневные массированные ураганные обстрелы ракетами системы «Град», трассирующими пулями, боевые задания, множество раненых и убитых советских солдат и офицеров. И хотя Татьяна Григорьевна занималась обеспечением медикаментами, как медик она принимала непосредственное участие в спасении людей – оказывала экстренную помощь, лечила заболевших, подготовила раненых к операциям.
- Когда наша бригада уходила на очередное боевое задание, мы, медики, занимались лечением людей, - рассказывает Татьяна Григорьевна. – Вели приемы, направляли военнослужащих на консультации в военный госпиталь, доставляли их туда на прием к специалистам. Для этих целей имелись специальные военные машины, на которых мы возили заболевших и раненых. И вот в одну из таких поездок, когда мы уже возвращались в расположение части, я увидела, как через дорогу гнали стадо овец, преградив нашей машине путь. Медленно проезжли сквозь стадо, вдруг мой взгляд поравнялся со взглядом погонщика. Я смотрела на него и понимала, что это переодетый в пастуха душман, заметила автомат под халатом. Но при этом совершенно не испытывала страха. Уже 25 лет прошло с тех пор, а я и сегодня вспоминаю эти глаза.
Несмотря на тяжелые воспоминания, картинками всплывающие в памяти Татьяны Осадчей - раненые окровавленные солдаты, тела убитых в ходе боевых операций, свист пуль и ежесекундная угроза собственной жизни, - она вспоминает и добрые моменты службы в Афганистане. Там были достаточно комфортные условия быта и проживания, прекрасное питание, уютные домики, сауны с небольшими бассейнами. Рядом с каждым домом огородики, на которых выращивались овощи.
- Даже своеобразные соревнования устраивались, у кого больше картошка или редиска выросла, - с улыбкой вспоминает она. – Духовно все были сильны, находили время для отдыха.
И снова Дальний Восток
Вернувшись из Афганистана, супруги были направлены на службу в Одесский военный округ. А через полтора года, не простив мужу предательства, женщина уехала в Хасанский район к брату. Из армии Татьяна Григорьевна уволилась, и в медицину больше не пошла. Решила полностью переквалифицироваться – закончила курсы поваров и сегодня ходит в моря на торговом судне.
- На судне я повар, но как узнает кто из экипажа, что я медик, пользуются этим, приходится и медицинскую помощь оказывать, - рассказывает Татьяна Григорьевна.
Каждый рейс обычно длится примерно месяц - торговое судно ходит в Японию и Китай. Готовить приходится много, экипаж судна 20 человек. А покушать моряки любят, особенно выпечку – пиццу, пироги, пирожки и булочки. А по окончании контракта моряки, значительно пополневшие на сдобе, ругаются на Татьяну Григорьевну, мол, откормила. На берег Татьяна Осадчая выходит редко – у «мартена» так устанет, что ни о каких экскурсиях даже не помышляет.
- Хотя, помню, были в Ниигате, вышли погулять по окрестностям, так я до сих пор вспоминаю эту прогулку, - рассказывает она. – Проходили мимо поля для гольфа, там установлены таблички с надписью: «Русские! Костры не жечь! Здесь место не для шашлыков!». Стыдно стало, если честно, за наших русских людей. А в другом японском городе на магазине часов надпись вообще поразила – «Русским не входить». Кто-то из соотечественников, видимо, воровал здесь.
Надежды
на будущее
Дети Татьяны Осадчей также перебрались из Украины в Славянку, сегодня, будучи уже взрослыми, пытаются получить российское гражданство. Дочь вышла замуж за россиянина, а вот сын пока свою вторую половинку не нашел.
Своего жилья Татьяна Григорьевна до сих пор не имеет, снимает комнату в общежитии на улице Парковой в Славянке. В шутку называет это общежитие Титаником непотопляемым. Правда, глава Славянского городского поселения обещала героям-афганцам выделить жилье в строящихся на территории бывшей воинской части жилых домах. Такая перспектива Татьяну Григорьевну, конечно, радует. Каких-то льгот или доплат за службу в Афганистане также не имеет – на документах еще в советское время была поставлена печать участника боевых действий на украинском языке. И теперь российские чиновники отказывают ей в назначении положенных выплат. Хотя районный военком и в этом обещал женщине помочь.
Поздравляю
от души!
- Хочу поздравить всех прекрасных женщин, жительниц Хасанского района, с Международным женским днем 8 Марта! Пусть озаряются лучезарными улыбками ваши лица, каждый день дарит добро, заботу и ласку. Миллионы роз, тысячи мимоз - сотни цветов к вашим ногам, – говорит Татьяна Григорьевна. – Отдельно поздравляю председателя совета ветеранов Бибигайшу Акилбекову, специалиста администрации Славянского городского поселения Елену Демину, воспитателей старшей группы детского сада «Светлячок», куда ходит мой внук. Спасибо говорю этим людям за то тепло улыбок и доброту, что они дарят окружающим. Здоровья вам и благополучия!
Ирина НОВИКОВА.
Карлсон залетел, - он ждал малыша