Обычная практика: народ судачит о «разбазаривании» денег, якобы поступающих из края в поселение на ремонт дорог. Вместе с тем ситуация по финансированию дорожного ремонта отнюдь не радостная, а с прошлого года и вовсе безнадежная. Наша газета уже рассказывала об изменении стратегии финансирования ремонта в интервью с главой Славянского городского поселения Ниной Кучиной. Сегодня мы снова вернемся к теме славянских дорог, попытаемся найти ответы у главы поселения, почему ремонты производятся так редко, почему вместо капитального делается извечный ямочный ремонт, кто отвечает за состояние дорог, на какие деньги осуществляется ремонт и есть ли выход из сложившейся ситуации.
- Нина Аркадьевна, кто в Славянке и за какие дороги отвечает?
- В 2009 году по закону Приморского края 512-КЗ из района на баланс поселения было передано 54 километра дорог. Причем, без финансов на ремонт, без техники, в большинстве своем без паспортов. В 2011 году в этот же закон были внесены изменения, по которым за поселением осталось 20 километров, а остальные дороги были возвращены району. С 2014 года на краевом уровне изменилась стратегия финансирования дорожного ремонта: определено, что деньги будут выделяться на ремонт только тех дорог, на которые оформлены документы. К сожалению, в районе до сих пор нет схемы дорог Хасанского района с указанными зонами ответственности. Поэтому Славянка получит финансовые средства только на те 20 километров, что числятся за поселком.
- Мы уже знакомили наших читателей с измененной схемой финансирования ремонта дорог муниципального фонда в Приморском крае. Что-то на сегодняшний день изменилось?
- Все осталось по-прежнему. До 2014 года дороги в крае ремонтировались в основном за счет транспортного налога, плательщиками которого являются автовладельцы, и налог этот региональный. То есть, средства 100-процентно поступали в краевой бюджет, где из них формировался Дорожный фонд. Деньги распределялись таким образом, что на ремонт всех краевых муниципальных дорог выделялось из него только 10%, а в денежном выражении - около 90 миллионов рублей ежегодно. Дорожный фонд распределял средства по двум программам — ремонт дорог общего пользования и ремонт придомовых территорий. С начала года эти программы отменены, вместо них в муниципалитетах созданы собственные дорожные фонды, куда направляется 10% поступлений от акцизов на бензин, собранных в крае. Это капля, в денежном выражении в два раза меньше даже того, что было, к примеру, в наш муниципальный дорожный фонд до конца года должно поступить из края всего порядка 1,1 миллиона рублей. Мы, естественно, добавили туда собственных средств бюджета 4 миллиона рублей. Но эти деньги предназначены не только на ремонт, но и на содержание дорог, освещение, дорожные знаки, на ремонт пешеходных дорожек в наиболее проблемных местах, на ямочный ремонт. Кстати, также с нынешнего года отменена программа «Наказы избирателей.
- Чуть более 5 миллионов – ничтожная сумма для капитального ремонта дорог. Вряд ли будет достаточно даже на одну улицу.
- Для примера могу привести одну из программ ремонта дорог Славянки, это центральные улицы: Героев Хасана, Молодежная, Ленинская (от магазина «Евгения» до детского сада «Теремок»). В комплексе укладка асфальта, ремонт пешеходных дорожек, бордюров, освещение, экранирование деревьев обойдется в 123 миллиона рублей.
- Может быть, учитывая напряженную ситуацию с состоянием дорог, поселению увеличить сумму выделяемых из бюджета средств на их ремонт?
- Если смотреть наш бюджет 2014 года только по факту, он действительно внушительный – 200 миллионов рублей. Однако большая часть этих денег - целевые перечисления из федерального бюджета на реализацию программ в области ЖКХ, и мы не имеем права тратить их на другие цели, даже на разбитые дороги. К тому же руководство поселения с прошлого года приоритетным направлением определило ремонт жилищного фонда, оставив дороги на очередной этап. Объясню почему. Программа ремонта многоквартирных домов за счет федерального бюджета при софинансировании муниципалитетов и граждан по 185-федеральному закону заканчивается. С октября этого года граждане будут оплачивать капитальный ремонт своих домов только за свой счет. Решение администрации было поддержано советом старших домов поселения. И Славянское поселение третий год входит в программу по максимуму. В 2013 году мы заявились на 59 млн. руб., в этом - на 49 миллионов. И, соответственно, средства бюджета Славянского поселения направляются в основном на софинансирование программ по ЖКХ.
К сожалению, в крае нет подобных программ по дорогам на условиях софинансирования, в противном случае мы бы обязательно туда вошли, а вести ремонт дорог на собственные средства сегодня у поселения возможности нет.
- Нина Аркадьевна, вы уже рассказывали нашим читателям, что поселение постоянно изыскивает возможные пути для получения средств из края и других источников?
- Это действительно так, мы ежегодно подаем заявки в краевой Депарамент дорожного хозяйства, откуда получаем пусть небольшую, но финансовую поддержку. В 2013 году край выделил нам 5 млн. рублей (заявлялись на 78 млн.), в этом подали заявку на 90 млн. руб. Учитывая предстоящие выборы, а также то, что губернатору известно о ситуации с дорогами в нашем поселении, я надеюсь, что средства на их ремонт, хотя бы частично, мы все же получим.
К сожалению, нам не удалось воспользоваться предложением нашего инвестора - Группы компаний «Транзит-ДВ» - отремонтировать дороги Славянки за счет инвестиций под гарантию возврата этих средств инвестору в течение 10-15 лет. Причина - в крае нет подобного механизма. Я вижу только один выход из создавшейся ситуации – изменить стратегию финансирования дорожного ремонта. Надо, чтобы значительная часть транспортного налога оставалась на местах, в муниципалитетах. И еще одно немаловажное условие – разработка собственной стратегии развития и содержания дорог в целом по Хасанскому району, тогда поселениям не придется бороться с бездорожьем в одиночку.
Дарья ПОЛЯНСКАЯ.
Карлсон залетел, - он ждал малыша