На столь рискованный шаг русскоязычных украинцев толкнули последние события, которые происходили в их родном городе Мариуполе.
- Я работал на хлебозаводе, развозил хлеб в ближайшие от города населенные пункты, - рассказал корреспонденту «Хасанских вестей» Юрий Горбенко. – Так как город наш окружен, понятно, что при выезде за пределы Мариуполя приходилось проходить блокпосты украинской нацгвардии. А в этом, скажу я вам, приятного мало. Люди в военной форме не только тщательнейшим образом обыскивали грузовик с хлебом, но и заставляли нас становиться на колени, раздеваться, петь гимн Украины. В общем, сплошное унижение.
А так как Юрий Горбенко ярый противник нацизма, который в последнее время в Украине распространился, он стал задавать украинским военным неудобные вопросы. Как говорится, язык мой – враг мой.
Покажите документы? Почему ваша форма без опознавательных знаков? Чем вы тут занимаетесь? И другие вопросы сыпались на представителей национальной гвардии. Юрий Викторович неоднократно высказывал, что видит перед собой не украинских военных, а бандитов с автоматами. В конце концов, в сентябре личный источник сообщил мужчине, что он внесен в черный список батальона «Азов» под руководством Олега Ляшко и при первой же возможности его будут подвергать не только тщательной проверке, но и гонениям. Это само по себе уже означало, что мужчине грозила реальная опасность.
- Бойцы «Азова» слов на ветер не бросают, - заметил Юрий Горбенко. – Поэтому пришлось спешно загружать свои вещи в микроавтобус и уезжать из города. Хотели сначала официально оформиться по программе «Переселение соотечественников», но позвонили в Харьков, и нам сказали, что туда не прорваться – посольство окружено.
Супруги единогласно решили добираться до российской границы, тем более, что к тому времени ополченцы уже освободили погранпереходы. Прорывались всеми правдами и неправдами – где по дороге, где через поля и посадки. По пути один раз попали под обстрел. Машина немного пострадала - пулевые отверстия на иномарке можно увидеть и сейчас.
- На ростовской таможне нас встретили прекрасно, - рассказывает Виктория Игнатенко, жена Юрия. – Правда, оформление документов заняло много времени, все-таки у нас машина была битком набита вещами.
16-го сентября семья из Мариуполя пересекла границу с Россией. Беженцы заранее связались с владивостокской УФМС, предупредили, что едут в Приморье. Неблизкий путь к приморским берегам занял больше двух недель. В дороге пришлось нелегко, но, как говорит Юрий Горбенко, по пути им встречалось много добрых и отзывчивых россиян - помогали, подсказывали.
- Ночевать старались либо в гостиницах, либо у постов ДПС, - говорит мужчина. – Инспекторы ГИБДД помогали и поддерживали, как могли. 3-го октября мы уже были в краевой столице. Сразу же обратились во владивостокскую миграционную службу. Правда, там нас встретили не очень-то приветливо. Постоянно создавалось впечатление, что от нас просто хотят отделаться. Когда же я сказал, что хочу поехать в Славянку, то там сразу дали добро.
На мой вопрос, почему супруги выбрали именно Приморье и в частности, Хасанский район, ведь можно было остаться в регионах поближе, Юрий Викторович сказал, что часть его жизни, а точнее 15 лет, он провел в поселке Славянка, ставшем за эти годы для него дорогим.
С 82-го по 89-й годы мужчина служил в одной из славянских воинских частей. Затем работал в строительной организации – принимал участие в строительстве многих объектов. Последним таким стал жилой дом номер четыре «а» по улице Блюхера.
- В этом доме мне должны были дать квартиру, - вспоминает Юрий Горбенко. – Но тогда произошло деление Черноморского флота, и в нашей части началось преследование украинских военных. Поэтому пришлось вернуться в Мариуполь.
В Хасанском районе супругов определили в безверховский пункт временного размещения беженцев, на базу отдыха «Энергия». Украинцы говорят, что начальник районной УФМС Галина Носыка отнеслась к ним с добротой и отзывчивостью, за что переселенцы ей искренне благодарны.
Микроавтобус, выдержавший обстрел на украинской земле и больше десяти тысяч километров российских дорог без единой поломки, оказавшись в Безверхово, поломался. А так как на итальянскую марку здесь найти запчасти не так-то просто, то пока транспорт простаивает.
- Без машины, конечно, тяжело, - сетует Юрий Горбенко, - хорошо, что в Славянке остались еще друзья, однополчане, бывшие коллеги, которые с радостью согласились помогать нам. Сейчас мы оформляем документы, после чего будем плотно заниматься поиском работы.
А работы супруги не боятся. Юрий Викторович по профессии электрик, имеет 30-летний водительский стаж. Мужчина утверждает, что намерен остаться в Хасанском районе. Виктория Владимировна по образованию воспитатель дошкольных учреждений, имеет также опыт работы в стоматологической клинике. Женщина говорит, что согласна на любую работу, лишь бы она была.
- Мы не собираемся сидеть на шее у государства, будем работать, - говорит мужчина, - нам бы жилье найти. Если кто-то сможет помочь в этом вопросе, будем очень признательны.
Если кто-то из наших читателей, жителей района хочет помочь этой супружеской паре, может обратиться в редакцию «Хасанских вестей» по телефону 48-0-24.
Светлана АЛЕКСАНДРОВА.
Карлсон залетел, - он ждал малыша