Последний месяц ушедшего года ознаменовался тремя событиями, заслуживающими, на наш взгляд, внимания. Они географически дистанцированны, исторически разномасштабны, но геополитически взаимосвязаны.
Первое. В Лондоне отмечали 70-летие НАТО, которое, как язвительно заметили некоторые зарубежные эксперты, напоминало скорее поминки, чем торжества.
Второе. Это 14-е по счету совещание российского военно-промышленного комплекса и военного ведомства, которое проводил президент Владимир Путин в Сочи. Из его уст не прозвучало поздравление натовским «коллегам», но была дана трезвая геополитическая оценка политике Североатлантического альянса: расширение НАТО – это потенциальная угроза для России. Заметим, что впервые это совещание было посвящено оценке состояния не вооруженных сил в целом, а только одного вида –Военно-морского флота.
Наконец, третье. Это 60-летие российского атомного ледокольного флота, история которого самым тесным образом связана с освоением Арктики. Напомним, что зарождение отечественного атомного ледокольного флота, а также технология и стратегия его развития – это эксклюзив России, у которой в этой области вряд ли появятся в ближайшее время серьезные конкуренты.
Владимир Путин, поздравляя российских кораблестроителей, работников атомной промышленности и ветеранов отрасли со знаменательной датой, выразил надежду, что «профессионализм российских корабелов и ученых, их приверженность трудовым традициям позволят и впредь добиваться прорывных свершений на арктическом направлении, обеспечивать лидерство России в освоении Севера, в мирном использовании атома».
Все эти три, казалось бы, разрозненные события, тем не менее, тесно взаимосвязаны в геополитическом плане. И вот каким образом.
Для начала возьмем упоминавшуюся Путиным российскую Арктику. Северное побережье России и ее территориальные воды - это маняще-привлекательная и сказочно богатая кладовая мировых углеводородных ресурсов. Например, имеющиеся здесь запасы нефти и газа оцениваются экспертами более чем в 30% от общемировых. Скажите, кто может дать гарантию, что в условиях нарастающих катаклизмов в энергетической сфере у лидеров некоторых государств, обладающих мощными вооруженными силами и сколоченными в военно-политический блок, не возникнет соблазн поживиться, а то и присвоить себе богатства этой кладовой? Скажем, как происходит это сейчас с сирийской нефтью. Учитывая, что соблазн велик, такой гарантии никто дать не может.
Далее. Второе богатство Русской Арктики - это Северный морской путь (СМП). Логистика в глобализирующемся мире - это стратегический компонент геополитики. Борьба идет не только за ресурсы, но и за выгодные и безопасные маршруты их доставки.
С этой точки зрения СМП выглядит более привлекательно, чем традиционный маршрут из Азии в Европу вдоль берегов стран Юго-Восточной Азии, через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное и Северное моря. Старый маршрут - это не только угроза пиратов, но и 13 суток потерянного времени и упущенной выгоды. По прогнозу российского правительства, грузооборот товаров на СМП возрастет с 6 млн тонн в 2019 году до 80 млн тонн в 2024-м.
Теперь можно понять, почему некоторые страны Европы и Азии, положившие глаз на богатства Арктики, пытаются оспорить национальную принадлежность СМП России и сделать его международным, доступным для свободного плавания судов и кораблей стран НАТО, а также набирающих военно-экономическую мощь некоторых государств Азии. Для них российский сегмент Арктики выглядит как привлекательная и богатая русская красавица, которую если не удастся обманом соблазнить, то можно попытаться взять силой. Логика насильника проста и понятна.
Понимая ее, российское военно-политическое руководство, оценивает эту потенциальную угрозу как вызов времени и готовит адекватный ответ.
Ответ логичный и соответствующий духу времени. Он состоит из двух блоков – гражданского и военного.
Гражданский блок – это финансово-экономические предложения для российских и зарубежных инвесторов вкладываться в комплексное развитие Русской Арктики. Уже завершена разработка стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года. Она предусматривает серьезные инвестиции с налоговыми преференциями в развитие инфраструктуры Северного морского пути, ледокольного флота, подготовки медицинских, инженерно-технических и других кадров для Арктических территорий, повышения уровня жизни местного населения и т.д. По предварительной оценке, совокупный объем инвестиций от внедрения комплекса мер составит 13,5 трлн рублей до 2050 года, в том числе 5,5 трлн рублей до 2024 года.
Гражданский пакет открывает дверь для мирного и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества по освоению богатств Русской Арктики.
Второй пакет – это концепция охраны и защиты арктических ресурсов России. В советское время - да и в первые десятилетия новой России - оборона арктического региона носила, если можно так сказать, очаговый характер и имела, мягко говоря, много уязвимых мест. Появление новых видов современного оружия у потенциального противника, концентрация вооруженных сил иностранных государств вокруг Арктики, принятый ими курс на милитаризацию региона вынуждают Россию предпринимать адекватные меры по дополнительному наращиванию сил и средств для надежной защиты своих северных территорий и находящихся здесь природных богатств.
Нужно отдать должное нынешнему министру обороны Сергею Шойгу, что эту непростую задачу он предложил решать комплексно, высокими темпами с максимально эффективным использованием финансовых и технических средств. При этом особое внимание он уделяет не только разработке арктических вариантов вооружения и боевой техники, их своевременной поставке в войска арктического региона, но и созданию комфортных условий для проживания личного состава. «Арктический трилистник» и «Северный клевер» — это автономные жилые городки, которые стали не просто символом освоения региона, но и своеобразным стандартом качества жизни военнослужащих.
Сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс», ракетный комплекс «Кинжал», в перспективе — гиперзвуковые «Цирконы», зенитные ракетные системы Тор-М2ДТ и С-400, боевые патрульные ледоколы и самые современные станции предупреждения о ракетном нападении - это вооружение группировки российских войск в Арктике. Группировка, которая, как отчиталось минобороны, за последний месяц была еще более усилена.
Возвращаясь к 60-летию отечественного атомного ледокольного флота России и концепции развития ВМФ, отметим, что на вооружение нашей арктической армады начали поступать ледоколы двойного назначения. Например, патрульный ледокол проекта 23550 «Иван Папанин». Это первый корабль такого класса в России. Он может работать во льдах толщиной более полутора метров, с одинаковой легкостью охранять арктические воды, вести конвоирование и буксировку судов нарушителей, сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить грузы.
В конце ноября второй корабль такого класса - «Николай Зубов» - на питерском заводе «Адмиралтейские верфи» заложил Владимир Путин, отметив, что «о такой технике, таких кораблях могли только мечтать первопроходцы». Ну, что ж, мечты сбываются…
Виктория Стрельцова, журналист
Карлсон залетел, - он ждал малыша